Социальные причины толкают кыргызских женщин на религиозный экстремизм

Социальные причины толкают кыргызских женщин на религиозный экстремизм

Опубликовано: 01.06.18

Специальные вербовщики ведут пропагандистскую работу среди уязвимого слоя населения. Если государство хочет это пресечь, то, в первую очередь, нужно обеспечить работой женщин. Нужно правильно использовать иностранные гранты, кредиты, строить небольшие предприятия на местах, обеспечить рабочими местами.

Кроме всего прочего, общественные деятели полагают, что на сегодняшний день в стране нет серьезной политики, касающейся национальной идеологии. Нет государственного органа, который ведет конкретную работу среди женщин, контролирует, проводит разъяснительные работы, собирает информацию об их положении, защищает права, обеспечивает работой, анализирует, чем женщины занимаются. Из-за отсутствия идеологии, касающейся женщин и всего народа, образовавшийся вакуум заполнили те, кто ведет религиозные проповеди среди населения. С каждым днем религиозных течений становится больше, они воздействуют на сознание людей, оказывают моральное, психологическое влияние. Это актуальный и важный вопрос. Необходима государственная программа, призванная бороться со всем этим. Отлавливают в основном тех, кто бросается в глаза, но среди народа много групп, которые ведут пропаганду радикальных идей. На местах, особенно в сельской местности, в кварталах нужно проводить открытые народные собрания, которые будут освещаться в средствах массовой информации, транслироваться по местным и общественным телеканалам, проводить дискуссии на религиозную тему. Каждый гражданин Кыргызстана должен понимать, что все равны перед законом, наделены свободой вероисповедания, но в то же время государство имеет право контролировать соблюдение законов. Кыргызстан - светское государство, религия отделена от государства, но это не означает, что у нас все дозволено. Важно провести анализ поведения, взглядов, уровень образования людей, проповедующих на местах. На сегодняшний день только общественные организации на основе различных проектов ведут работу среди женщин, но со стороны государства нет системного контроля. 

 Явления экстремизма проявляются не сразу, чаще всего они бывают следствием скрытых фаз радикализации и вовлечения в экстремистскую деятельность религиозных групп. Основные источники экстремизма: смена ценностей общества, отсутствие объединяющей идеологии, коррупция, социально-экономические проблемы, снижение общего образовательного и культурного уровня. Другие источники: социальное расслоение общества, его духовная дезориентация, противоречия между религиями и внутри конфессий.

Что касается образования, то 24 года в стране не было предмета «религиоведение». В итоге мы получили невежественное население, которое легко можно завербовать.

 

Наша проблема в том, что несмотря на наличие в стране Духовного управления по делам мусульман, 87 медресе и более 2000 мечетей, возможность получить качественное религиозное образование есть только у мужчин. Обучаются имамы, а женщины остаются в стороне и идут в радикальные организации, потому что у них нет базового религиозного образования. И это несмотря на то, что в исламе женщина не может быть невежей, она должна получать образование. За 24 года мы разучились читать. Уровень образования нашего населения не соответствует тем медиа-продуктам, которые есть в медиапространстве. Радикальные интернет-имамы качественно работают, у них отличные продюсеры и приятные голоса. Они искажают аяты. А если у человека нет даже базового религиозного образования, он не может критически оценивать полученную информацию, всё со слов таких имамов воспринимается им за истину.

В последнее время Мутакалим усилил работу с женщинами, сидящими в тюрьме. Большая их часть была обвинена и арестована за религиозный экстремизм. Пожизненное заключение никак не поможет дерадикализации этих женщин. Мутакалим ставит перед собой цель помочь осуждённым женщинам вернуться к нормальной жизни, содействуя их трудоустройству после освобождения из колонии.

Женщины играют большую роль в сохранении семьи, они могут влиять на их членов, ограждая их от опрометчивых шагов, радикальных идей, включая выезд в горячие точки.

 

В священной Книге уделяется внимание роли женщины, ведь она – мать, должна правильно воспитать детей. В Коране есть сура о женщине. У нас мало говорят о роли женщины в исламе, например, на пятничных проповедях обсуждают общие идеологические вопросы, но почему-то не говорится об уважении и почитании женщин, ее значимости в семье. Ведь от женщины многое зависит. Если она недостаточно образованная, не уважает себя, то и дети будут относиться к ней соответственно. В моем представлении религиозная женщина-лидер знает светские и религиозные законы, она порядочна, принципиальна, умеет отстаивать свои права и защищать права других. Она уважает себя и других, мудрая и примерная во всех отношениях. Вот к такому образу нам стоит стремиться.

Жамал Фронтбек кызы



Комментарии