Кибертерроризм вызывает большую озабоченность у властей
Заместитель председателя ГКНБ КР Асылбек Кожобеков, выступая в Жогорку Кенеше сообщил, что с начало года вынесено 8 судебных решений, заблокированы 25 сайтов и 5 аккаунтов в FaceBook, пропагандирующих идеи экстремизма и терроризма. Кожобеков, отвечая на вопросы парламентариев, признался, что часть аккаунтов все еще в свободном доступе из-за отсутствия возможности заблокировать их. У каждой из социальных сетей свои правила и требования по блокировке и удалению противоправного контента, поэтому в некоторых случаях блокировка сайтов и аккаунтов с экстремистским содержанием может расстянутся на длительный срок. Тем более сейчас достаточно поменять одну букву в названии и все ты опять онлайн.
Буквально на днях сотрудники Службы по противодействию экстремизму и незаконной миграции МВД КР задержали группу лиц, которые занимались вербовкой и пропагандой идеологии запрещенной в Кыргызстане организации “Хизб-ут Тахрир” (Постановлением Верховного Суда Кыргызской Республики от 20 августа 2003 года она признана экстремистской организацией, деятельность на территории Кыргызской Республики запрещена) в социальных сетях.Среди задержанных один из лидеров подпольных жааматов этой запрещенной организации по Баткенской и Чуйской областей 43-летний уроженец шахтерского города Кызыл-Кыя Ч.А.М.
“Киберэкстремизм – экстремизм в киберпространстве это один из многих видов киберугроз, который вызывает всеобщую озабоченность. Его цель политическая или экономическая дестабилизация, саботаж, хищение государственных, военных или гражданских активов и ресурсов в политических и других целях. Киберэкстремизм в силу своей специфики активен в глобальной сети в виде пропаганды взглядов, сбора пожертвований по искусственно придуманным психологическим ситуациям, а также в виде вербовки сообщников, организации терактов, психологической угрозы, сбора информации об объекте шантажа, религиозной и других форм нетерпимости. Информационное общество нуждается в защите от этой угрозы, которая может привести к нежелательным последствиям”, — подчеркивает министр МВД КР Кашкар Джунушалиев.
В Министерстве внутренних дел КР для эффективного противодействия таким угрозам предлагают на региональном уровне создать единую базу учета крайних проявлений радикализма и экстремизма. “Кроме этого, необходимо активизировать взаимодействие между нашими ведомствами по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений в сфере киберэкстремизма и кибертерроризма”, — отметил Джунушалиев.
Одной из проблем является опережение представителей запрещенных экстремистских организаций на шаг вперед. Они более эффективно используют возможности социальных сетей и мессенджеров. Взамен одного заблокированного сайта или аккаунта они через некоторое время открывают десятки.
По словам главного редактора портала FactchekKGБолота Темирова, в социальной сети FaceBookактивно действуют фейковые аккаунты, занимающиеся пропагандой запрещенной в Кыргызстане организации “Хизб-ут Тахрир”. “Проведенный намианализ показал, что многие аккаунты этой организации могут и не постить информацию о своей организации. Сообщения могут быть просто информационными, они могут делиться новостями о событиях в Кыргызстане, это могут быть сообщения на религиозную тему”, — говорит эксперт по фактчекингу Болот Темиров.
За прошедший год силовиками выявлены 51 информационный ресурс с нелегальным контентом, судебное решение было вынесено только по 16 сайтам. Представители силовых структур отмечают, что изучение контента таких ресурсов для вынесения судебного решения занимает определенное время. В правительстве сообщили, что сейчас на стадии согласования находятся проекты Концепции по обеспечению информационной безопасности и Стратегии по кибербезопасности, на основании которых планируются внести поправки в соответствующие законы. Депутат ЖК Айнура Осмонова считает, что вопросы информационной безопасности должны регулироваться национальной доктриной, а не концепцией. Ее коллега Иса Омуркулов уверен, что правительством не предпринимаются конкретные меры противодействия по вопросам отрицательного влияния социальных сетей и интернета. По его словам, информационное пространство остается неконтролируемой территорией.
С начала текущего года 43 граждан привлечены к уголовной ответственности по статье терроризм и экстремизм, 36 граждан были депортированы из страны.
Алмаз Исманов