В Кыргызстане пытаются заложить основы преподавания религиозной культуры в общеобразовательных школах. Уже на протяжении трех лет, если не больше. Проект продвигается с большим трудом, несмотря на громкие заявления. Проблемных моментов много. Во-первых, авторская группа, сплошь состоящая из представителей академических кругов, разработала ну очень академическое пособие, которое школьники просто не освоили. Во-вторых, все заинтересованные в этом проекте группы не могли договориться между собой, кто же будет преподавать этот новый школьный предмет. То ли теологи, то ли историки, то ли совершенно новые преподаватели. И, в-третьих, спорили преподавать все религии или только одну из них. 

Формально проект был запущен в 2016 году, когда в 10 пилотных школах на базе девятых классов был апробирован предмет «Основы религиозной культуры». На втором этапе планируют увеличить количество школ до 56 с охватом регионов. 

В течение 2017 года учебное пособие было еще раз доработано, а для школьных учителей дополнительно разработано методическое пособие для учителей данного курса. В том же году группа учителей пилотных школ при поддержке норвежского Центра мира и прав человека прошли обучение в Осло, где особое внимание было уделено информации об основных религиях мира, государственной политике в религиозной сфере и мерах по противодействию экстремизму и терроризму, содержащиеся в учебнике. В тренингах на местах в Бишкеке и Оше приняли участие 56 учителей и 28 представителей районных и городских отделов образования со всей страны.

Доработанныйпроект учебного пособия предмета «Основы религиозной культуры» после предварительного согласования с общественностью и религиозными организациями находится на стадии перевода и его должны были издать к сентябрю 2017 года, на этот счет никакой подтверждающей информации на сайте Государственной комиссии по делам религий КР нет. 

ДиректорГосударственной комиссии по делам религий Кыргызской Республики Зайырбек Эргешов, не теряет надежды в желании сделать этот проект страновым. 

Когда только разрабатывали это учебное пособие встал вопрос, кто будет его преподавать. Тогда вспомнили про теологов. Но в Министерстве образования и науки КР выступили против такой инициативы, настаивая на школьных учителях истории. Эта дискуссия напомнила обществу о существовании и популярности теологического образования в Кыргызстане. Первый такой факультет был открыт в Оше в 90-е годы при активном содействии Духовного управления мусульман Турции в Ошском государственном университете. Позже такие факультеты были открыты и в других вузах.

Нас уверяли, что студенты, обучающиеся на этом факультете, – и есть имамы новой формации. Но на практике оказалось, что никто из выпускников не был готов бросить все и пойти проповедовать. Они резонно возражали, что не для того учились, чтобы жить на «пожертвования» со стороны прихожан. Общественный деятель Кадыралиева вполне справедливо считает, что теологов нужно учить не только основам религии и теологии, но и педагогическим навыкам и методике. «Ведь не всегда хороший теолог может быть хорошим преподавателем. Мало знать основы религии, надо еще уметь их преподнести школьникам, обладать какими-то педагогическими навыками. Поэтому считаю, что будущих теологов нужно еще обучать и педагогическим дисциплинам», — отметила Кадыралиева.

В принципе, все понимают важность религиозного просвещения школьников. Но у каждой из заинтересованных сторон свои представления о том, каким оно должно быть. В Государственной комиссии по делам религий КР считают, что «внедрение этого предмета является требованием времени, призванным повысить религиоведческую грамотность подрастающего поколения путем изучения общих понятий, истории религий и различных религиозных традиций, а также этических ценностей мировых религий и культурного наследия народа Кыргызстана».

Проект преследует достаточно амбициозные цели – заложить основы светского религиоведческого образования со школьной среды в рамках новой Концепции государственной политики в религиозной сфере. За внедрение нового предмета ответственность несут Государственная комиссия по делам религий и Министерство образования и науки.

Всего курс «История религиозной культуры» состоит из 16 часов, из них 12 отведены непосредственно на уроки. В программе обучения курса следующие темы: религия как феномен культур; ранние религиозные верования; древние религиозные верования; региональные и национальные религии; мировые религии: буддизм; мировые религии: христианство; мировые религии: ислам; распространение ислама в Кыргызстане; современные государственно-конфессиональные отношения в Кыргызстане; современная религиозная ситуация в Кыргызстане и религия и конфликты в современном обществе.

Директор НИИ Исламоведения Маметбек Мырзабаев считает, что этот предмет должен быть скорректирован в сторону ислама. «В России в школах внедряют же предмет по основам православной культуры». Почему мы не можем? На мой взгляд, все наши беды в религиозной сфере оттого, что у нас толком не дают знаний по исламу», — отметил Мырзабаев. 

Кстати, в России открыто лоббируемый Русской православной церковью школьный курс «Православная культура» все еще не включен в школьную программу. Как пишет «Коммерсант», авторы учебного пособия считают, что необходимо «добиваться соблюдения православных христианских ценностных ориентаций у детей». В школьной программе «Основы религиозной культуры и светской этики», изучаемой в российских школах с 4-го класса, есть определенные модули, которые могут выбрать ученики и родители. Это «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур» или «Основы светской этики».

Алмаз Исманов 

Как преподавать религиозную культуру в школах