Споры вокруг школьного предмета о религиях

В Кыргызстане идет острая дискуссия о качестве религиозного и религиоведческого образования. Вопрос введения специального курса по изучению религий в школах идет как минимум лет десять, но системная работа, по мнению старшего преподавателя кафедры ЮНЕСКО по изучению мировой культуры и религии Кыргызско-Российского Славянского университета в Бишкеке Индирой Аслановой.

«Все началось с общественных дискуссий, организованных Государственной комиссией по делам религий при поддержке международных и общественных организаций, наибольший был направлен на курс «История религиозной культуры». Тогда многие его участники предложили ввести такой курс с пятого по одиннадцатый класс. Однако, после согласования с Министерством образования и науки, стало ясно, что в силу загруженности школьной учебной программы наиболее оптимальным является введение предмета именно в девятом классе. Совместно с экспертами Министерства образования и науки был составлен список потенциальных светских дисциплин, включающий в себя историю религий, историю Кыргызстана, иностранные языки и другие общеобразовательные предметы. Главная цель внедрения такого курса – способствование социализации учащихся, формирование гражданской ответственности, воспитание толерантности, расширение кругозора, предотвращение радикализации и повышения доступа к светскому образованию», — говорит эксперт Асланова.

В 2016 году прошло пилотирование предмета «История религиозной культуры» в 10 общеобразовательных школах республики. Рабочая группа разработала учебник, который включал в себя историю всех основных религий, акцентируя внимание на этических и гуманистических принципах и толерантности. 

Как отметила эксперт, преподавать новый предмет на первоначальном этапе будут учителя истории, прошедшие специальную подготовку. Несмотря на то, что несколько государственных вузов занимаются профессиональной подготовкой религиоведов, что не удовлетворяет потребностей страны в преподавателях. В прошлом году учебник был отредактирован с учетом рекомендаций учителей пилотных школ, экспертов и представителей религиозного сообщества. 

На второй международной конференции «Ислам в современном светском государстве», прошедшей в ноябре в Бишкеке президент КР Сооронбай Жээнбеков подчеркнул, что сейчас появилась «необходимость адекватного реагирования к новым вызовам в этой сфере. К примеру, возникла необходимость обеспечения всех уровней религиозного образования, соответствующего будущему развитию нашего общества».

На самом деле все прекрасно понимают, что рано или поздно нам надо было вводить такой курс в школах, учитывая возросшее влияние религии на нашу повседневную жизнь и рост авторитета религиозных институтов, в особенности неформальных. Иначе потом было поздно, хотя и сейчас поздно. Тот факт, что вопрос внедрения вышеупомянутого курса в школах все еще повис на уровне пилотного проекта свидетельствует о том, что точка в этом вопросе не постановлена. Если бы каждый школьный учебник проходил такую апробацию, наверное, они были бы надлежащего качества.

Каждая из сторон тянет одеяло на себя. Экспертное сообщество на себя, у него свои видения на этот школьный курс, у представителей религиозных организаций свои опасения и мысли, а у Министерства образования и науки свое видение, которое сильно отличается от двух других. Оно и понятно, детей-то они учат. Поэтому больше знают нюансов, нам не ведомы. В следующем году обещают подключить к пилотному проекту и другие школы. Никто не спорит о необходимости такого курса для школьников, все вопросы по содержанию пособия. В Государственной комиссии по делам религий подчеркивают, что прежде всего это учебник по истории КУЛЬТУРЫ религий, а не самих религий, то есть история религий будет преподаваться ка часть культуры. Что очень важно подчеркнуть, потому что не все родители были готовы, чтобы детей обучали хоть чему-то, что имеет отношение к религиям.

Но, мы все понимаем, что, если мы сегодня не начнем сами просвещать своих детей в религиозных вопросах, этим займутся другие. Потом уже будет поздно. 

В Ала-Букинском районе Джалал-Абадской области в этом году были зафиксированы три факта, когда дети длительный период не посещали школу из-за запрета родителей, которую крайне негативно относились к обучению в государственных школах по религиозным соображениям. Аналогичные случаи происходят и в других регионах тоже. 

Для справки, по стране 2 236 государственных и 92 частные средние образовательные школы. Из них 1 423 с кыргызским языком обучения, 261 с русским языком обучения и 43 с узбекским языком обучения, есть еще три школы с таджикским языком обучения и 551 школа со смешанным языковым обучением. А вот количество школьников неуклонно растет с каждым годом, сегодня в Кыргызстане свыше 1 млн. детей школьного возраста, заметный рост на 25 процентов больше, чем за прошлые года наблюдается в городах. Скорей всего рост числа школьников в городах идет за счет внутренних мигрантов.

Алмаз Исманов

Образование — утопия