Куда нас заведет религиозная неграмотность?..

Никто в Кыргызстане не знает точно, сколько на самом деле наших граждан обучаются за границей основам религии, в частности ислама. Такой информацией не владеют ни в Государственной комиссии по делам религий, ни в Духовном управлении мусульман, в общем никто. У всех цифры приблизительные, потому что если раньше желающие получить такое образование за границей, обращались с ходатайством в государственные органы, сегодня они просто уезжают учится за границу по туристическим путевкам. К таким неутешительным выводам пришли авторы исследования, проведенного Булан институтом.

Эксперты выявили плачевные факты в в этой сфере, оказывается только 20 процентов наших имамов имеют базовое религиозное образование, а их свыше двух тысяч сотрудников Духовного управления мусульман 70 процентов НЕ имеют специального религиозного образования! Из тех, кто имеет хоть какое-то образование 20 процентов окончили медресе, а 10 процентов прошли краткосрочные курсы имамов. 

Сегодня в Кыргызстане действуют 112 мусульманских высших учебных заведений, из них 10 имеют статус высшего учебного заведения, и, что важно отметить, только в этом году один (!) из них Исламский университет, расположенный в том же здании, что муфтият получил государственную лицензию. Хотя университет осуществляет свою деятельность аж с 1990 годов и его успели окончить многие видные религиозные деятели и имамы.

Остальные 102 это медресе, раскиданные по всей стране, восемь из них на грани закрытия из-за полного несоответствия минимальным требованиям закона. Честно говоря, медресе это отдельная тема, качество образования в них и закрытость от внешнего общественного контроля давно вызывает различные вопросы и обеспокоенность.

Неудовлетворенность качеством религиозного (читай, мусульманского!) образования внутри страны заставляет наших граждан искать учебные заведения за границей, процесс этот носит чаще стихийный, неконтролируемый характер. Желающие получить такое образование находят вузы или медресе с помощью знакомых или по интернету. На сегодня только отправка в Турцию носит регулируемый характер, во многом благодаря бурной деятельности, которую развернул у нас турецкий государственный фонд Дианет Вакфы, который сначала поддержал открытие факультета теологии в ОшГУ, затем пролоббировал открытие таких же факультетов в других вузах.

За последние годы, благодаря двухсторонним соглашениям на уровне вузов в турецких вузах теологическое образование получили сотни кыргызстанцев, которые изучали там различные аспекты религии как с точки зрения управления, социологии и политологии. Как признавались в интервью, выпускники турецких вузов они изучали ислам с научной точки зрения. Кстати, именно из-за этого аспекта в Духовном управлении мусульман Кыргызстана не очень жалуют кыргызстанцев, окончивших турецкие вузы. По словам работникам муфтията, они не владеют арабским, каноническими знаниями Корана, которые необходимы в ежедневной работе имама или работника религиозной сферы.

Самую большую обеспокоенность у экспертов вызывают иностранные медресе, которые не имеют соответствующих лицензий. Никто не регулирует их деятельность, они полностью находятся под патронажем различных религиозных фондов и движений, которые тоже вызывают массу вопросов, которые остаются без ответа.

В этом направлении наши граждане едут учится в медресе Пакистана, Индии, Шри-Ланки и Бангладеш. По данным экспертов, в Пакистане существуют медресе, которые больше напоминают военизированные школы религиозного толка, где учащихся помимо религиозных основ учат владеть оружием и вести диверсионную деятельность. 

Согласно данным пакистанских властей, там 13 тысяч медресе, в которых обучаются около 2 млн. учащихся, это если не считать количество медресе, открытых там при обычных школах. 

Большинство этих медресе принадлежат движениям “Таблиги Жамаат”, “Ахл-у Хадис” и другим. В основном они сосредоточены в провинциях Пенджаб, Пешавар и Белуджистан. Кыргызстанцы попадают в Пакистан по туристическим визам или личным приглашениям в медресе, патронируемых движением “Таблиги Жамаат”, чья бурная миссионерская деятельность вызывает в кыргызском обществе неоднозначную реакцию, от нейтрального одобрения до полного неприятия. У экспертов по вопросам безопасности, определенную обеспекоенность вызывает внешнее управление в этой миссионерской организации, отсутствие каких-либо официальных атрибутов.

Пакистанские власти также обеспокоенные своей внутриполитической ситуацией (а там именно студенты религиозных вузов часто становятся движущей силой различных протестных акций против правительства) официально запретили выдачу студенческих виз для иностранцев, желающих получить религиозное образование в Пакистане. Возникает вопрос, каким образом наши граждане попадают в Пакистан, и как идет оформление всех документов, регистрации? Можно предположить, что скорей всего нелегально, но только наши предположения.

Самым известным выпускником пакистанских религиозных учебных заведений у нас является нынешний муфтий Максатбек ажы, который с 1996 по 2005 годы получил образование в одном из крупнейших медресе в штате  Пенджаб “Арабия Райванд”. Это же медресе в своем окончили и другие имамы, работающих в регионах. 

Вот, что рассказал один из выпусников пакистанских медресе в интервью экспертам. “Это учебное заведение мне посоветовали старшие товарищи, связался с представителями медресе. Купил билеты и поехал учиться”, — рассказывает имам одной из мечетей Чуйской области Максат (тезка муфтия, не путать! Прим. Ред.) Учился там Максат восемь лет! До отъезда у него уже было базовое образование, полученное в медресе имама Азама в Кадамжайском районе.

“Сначала мне пришлось учить их язык урду, чтобы можно было свободно посещать уроки. Затем сел за изучение арабского языка, то есть арабский я изучал через урду. После в течение двух лет интенсивно заучивал Коран. В первое время было нелегко, мучился, никак не мог привыкнуть к новым условиям жизни. Были моменты, когда хотелось вернуться. Стипендию нам не платили, вся учеба, проживание  и питание было за счет принимающей стороны. Там богатые люди очень помогают медресе. Сейчас по происшествию стольких лет не жалею, что поехал учиться туда. Поездка и учеба там закалила меня, я понял, что такое стать настоящей личностью”, — говорит Максат.

Казы Бишкека Садриддин ажы тоже выпускник пакистанских вузов, он окончил университет имени Абу Хурайра. До этого несколько месяцев был в даавате по Индии и Пакистану. 

Пакистанские медресе подвергаются жесткой критике и в Кыргызстане, и в соседних государствах, и как ни странно в самом Пакистане тоже. К примеру, деятельность движения “Таблиги Жамаат” запрещена в соседних странах, в отличие от нас. Больше всего вопросов вызывает их принадлежность к различным движениям, отсутствие регистрации и учебная программа. По словам бывшего руководителя Государственной комиссии по делам религий Орозбека Молдалиева, медресе “Арабия Райванд”, которое окончил муфтий Кыргызстана не имеет государственной лицензии в Пакистане, поэтому не стоит его рекомендовать кыргызским гражданам, желающим получить религиозное образование. 

“На самом деле, в Пакистане слишком много медресе. Некоторые проходят регистрацию, а некоторые – нет. В некоторых воспитывают в духе экстремизма, некоторые принадлежат Талибану, отдельные придерживаются салафизма. Кстати, салафизм там процветает. В Пакистане говорят, что у них 99 процентов мусульман придерживаются ханафитского мазхаба, но при населении 145 млн. человек сложно однозначно что-либо утверждать, когда столько частных медресе. Я все это видел своими глазами”, — сказал экспертам казы Бишкека Садриддин ажы. 

Есть факты, когда родители выезжают по туристическим путевкам вместе с детьми в Индию или Бангладеш и потом просто оставляют там детей учится на 8-10 лет! Впервые о таких фактах общественность узнала в 2012 году, когда они стали достоянием общественности.

Председатель Государственной комиссии по делам религий Зайырбек Эргешов также подтвердил, что есть факты по выезду детей в Бангладеш для получения религиозного образования. “У нас есть информация о даваатистах, выезжающих в Бангладеш. Родители по туристической визе отправляются туда семьями. Отправляться за границу в качестве туриста, путешествовать – это ведь  право каждого гражданина. Но, оказывается, есть и такие, которые оставляют своих детей там в медресе. А по возвращении, оказывается никто не имеет право требовать от него ответа, куда он дел детей.  Путешествовать, ездить в другие страны – это право  любого человека. Сейчас в этом направлении мы  начали совместную с органами правопорядка работу”, -отметил Зайырбек Эргешов. 

Сегодня никто в точности не знает, сколько, таким образом учатся кыргызстанские дети и молодежь в медресе Индии или Бангладеш. Если исламские высшие учебные заведения в других странах, преимущественно арабские еще можно хоть как-то контролировать или узнавать про их деяетельность, потому что у них сайты, они прошли государственную регистрацию у себя, то с пакистанскими и бангладешскими медресе все обстоит иначе. 

Алмаз Исманов

Религиозное образование