Светские модели государства или уроки для Кыргызстана
Какой должна быть роль государственно-исламских взаимоотношений в светском обществе? Этот вопрос является одним из актуальных не только для Кыргызстана, но и всех государств мира с мусульманским населением. На вопросы «Новых Лиц» отвечает доктор исторических наук Назира Курбанова.
-За последние годы интеллектуальные поиски о судьбах ислама в нашем обществе вышли на новый уровень. Вполне естественная для первых лет религиозного обновления эйфория постепенно заменяется серьезными размышлениями о сущности того ислама, который нужен гражданам страны, о формировании оптимальной модели взаимоотношений с ним.
-На чем, по-вашему мнению, должно основываться такая модель?
Во-первых, это де-ваххабизация, то есть в мусульманской общине должна проповедоваться исламская идеология, в условиях сотрудничества мусульманских организаций и государства в целях укрепления национальной безопасности в духовной сфере.
Во-вторых, де-архаизация, ислам не должен вести общество назад в средневековье, он должен быть «исламом- развития», идущим в ногу со временем.
В-третьих, де-политизация, исламские религиозные организации в своей деятельности должны учитывать принцип светскости.
В-четвертых, де-интернационализация, то есть прежде всего верующий — мусульманин должен быть патриотом своей страны, только потом членом мусульманской уммы.
В-пятых, де-коммерциализация, то есть думать об имидже ислама и не дискредитировать его коммерциализацией и бизнесом.
-Заметно, что в вопросе государственно-религиозного партнерства мы тяготеем к так называемой турецкой модели.
-Действительно, часть экспертов в Кыргызстане, в том числе и сами священнослужители, знакомые с опытом Турции предлагают перенять турецкую модель государственно-конфессиональных взаимоотношений для Кыргызстана. Также на государственном уровне озвучен вопрос о приравнивании имамов к чиновникам и выплаты им заработной платы и пенсионного обеспечения в старости.
Сегодня в Кыргызстане формируется новая светская модель государственно-религиозных отношений, основным содержанием которого является партнерство государства с религиозными организациями в социально значимых областях жизни общества.
Государству необходимо наладить межконфессиональный и государственно-конфессиональный диалог. Необходимо содействовать формированию положительного образа ислама, развивать исламскую интеллектуальную мысль.
Расспрашивал Алмаз Исманов