Авторитетный эксперт в религиозных вопросах Икбол Мирсаитов не согласен с выводами исследований Школы миротворчества и медиатехнологий в Центральной Азии, в которых утверждается, что проявления социальной агрессии в кыргызском обществе вызвано исламофобией. По словам Мирсаитова, в Кыргызстане больше имеет место мусульманофобия, чем исламофобия. В одном согласны эксперты, в общество наблюдается рост прорелигиозных и антирелигиозных настроений, категорично настроенных друг против друга.
“У нас в чистом виде нет исламофобии как таковой, у нас больше распространена мусульманофобия. Такая фобия вызвана внешним видом, поведением мусульман. Особенность ситуации в Кыргызстане является продуктом внешних мнений и отношений к мусульманскому миру (российскому, европейскому). В Кыргызстане наблюдается процесс столкновения светского (советского) мировоззрения и религиозного. Население, даже сами мусульмане, не довольны ни самим исламом как религией, а поведением мусульман, которое идет в разрез канонам ислама. Это фобия вызвана поведением, отношением тех людей, которые под прикрытием ислама осуществляют свои неисламские дела. Такая тенденция негативного отношения к мусульманам порождает процесс отчуждения, и осуждения их действий, что приводит к всеобщему негативу к исламу как к религии. На самом деле кризис не в исламе, а в головах у людей и мусульман. Глобализация заставляет людей использовать исламские каноны в свою пользу. Мусульмане становятся инструментом давления, агрессии мировой политики. естественно те, кто считают себя мусульманами и идут на военные действия в зоне боевых действий считают, что они выполняют свой «долг мусульманина», но на самом деле они просто инструменты”, — утверждает эксперт Мирсаитов.
Свою озабоченность ростом таких настроений в обществе выразил также президентский фонд «Ыйман», разместив на своем сайте интересный комментарий. “Мероприятия с участием представителей посольств и граждан из стран Ближнего Востока могут рассматриваться как «акция исламизации или вахаббизации». Многие проблемные ситуации рассматриваются достаточно предвзято и преподносятся с негативных позиций как «насильственное распространение ислама» или «исламизация Кыргызстана». Неподготовленной аудитории, очень сложно самой определить по таким комментариям журналистов, что же является характеристикой ислама, а что ему абсолютно не соответствует. Освещение проблем религиозной сферы Кыргызстана осуществляется не качественно”, — говорится в заявлении фонда «Ыйман».
По мнению экспертов Школы миротворчества и медиатехнологий в ЦА, рост антиисламской риторики во многом был связан с внешними факторами такими как война в Сирии и Ираке, вербовка экстремистскими движениями выходцев из Центральной Азии и ситуация с беженцами в Европе.
Директор Школы миротворчества и медиатехнологий в ЦА Инга Сикорская считает, что одной из причин исламофобии является некорректное освещение различных тем, так или иначе связанных с исламом. “К сожалению, в Кыргызстане исламские атрибуты довольно часто отождествляются с деструктивными идеями. Необходимо избегать таких обобщений. В особенности визуального характера, когда религиозный экстремизм исключительно связывают с ношением хиджаба, бородой или же этнической принадлежностью. Из-за обилия таких негативных сообщений в обществе формируется негативное отношение к исламу и религии в целом”, — отмечает Инга Сикорская.
Сикорская призвала избегать маркировок экстремистских или террористических организаций, как исламских, даже если они называют таковыми. “Нужно избегать уничижительных высказываний об исламе, потому что это порождает агрессию и конфликты. Нужно помнить о влиянии, восприятии своих материалов аудиторией и о последствиях, которые они оказывают на сознание общества”, — отметила эксперт.
Глава научно-исследовательского института исламоведения Маметбек Мырзабаев также считает, что проявление социальной агрессии с религиозным оттенком вызван внешними факторами. “Кыргызстан является частью глобальной системы, поэтому ислафобия распространяется и у нас. Рост исламизации и религиозности сильно беспокоит светскую часть населения страны. Отсюда и страхи в обществе и предвзятое отношение к мусульманам в целом”, — отметил Мырзабаев.
Настороженное отношение к религиозной активизации, нехватка знаний по истории и культуре основных религий практически у всех слоев населения страны в некоторых случаях может привести к росту фобий по религиозному признаку. Мы же видим, как даже бытовые вопросы, или вопрос громкости азана или вырванные из контекста цитаты президента моментально становятся предметом яростных дискуссий в социальных сетях. К сожалению, в большинстве случаях эти дискуссии постепенно превращаются в поток взаимных оскорблений, втягивая в них остальных пользователей социальных сетей, усиливая взаимные фобии и стереотипы.
Алмаз Исманов