Сегодня мы живем в век мощного информационного прессинга, когда вокруг так много источников информации, что порой непросто сориентироваться и понять, где истина. Еще вчера был один телеканал, одна радиостанция, а Интернета не было вообще, и мы как-то не задумывались, о чем говорят, не пытались понять, потому что все за нас решали. Сейчас же мы остались один на один с огромным потоком информации, почти каждый день что-то происходит, и мы, не осознавая управляемости процесса, идем на поводу этих событий, раздавая налево-направо ярлыки. Больше всего в такой ситуации уязвимы дети, молодежь. Куда мы идем, или какие у нас нравственные ориентиры, на эту и другие темы своими мыслями делится известный теолог, директор независимого аналитического центра “Религия, право и политика” Кадыр Маликов.
Мы становимся жестокими, чтобы быть как все…
В одной из столичных школ мы провели опрос, хотели узнать, кем хотят стать молодые люди. Они все хотели быть богатыми, знаменитыми, прокурорами, министрами, депутатами, популярными певцами, медиками, но никто не сказал: учителем, ученым или библиотекарем…
Эти ложные истины приводят к тому, что молодежь воспринимает весь мир агрессивно, где люди живут по правилу “человек человеку волк”. Таким образом, молодые люди готовят себя к жизни в современных джунглях, где сильный пожирает слабого, неудачникам не подают руку, а милосердие и сострадание считается уделом слабых, лузеров, а ведь все начинается в школе.
Помню, в моем классе был один мальчик из очень бедной семьи, его отец был пьющим и постоянно избивал сына. Он плохо учился, вдобавок ко всему, был инвалидом. Но, несмотря на все эти трудности, он был очень добрым и безобидным. В классе постоянно над ним издевались, били, плевали на него, заставляли его чистить обувь и просить подаяние на улице. Дети были жестокими, видели в нем слабого и безропотного человека. Он был изгоем. В этой истории проявляется наша суть поведения в толпе, а ведь, согласитесь, почти в каждой школе до сих пор происходит нечто подобное!
Весь парадокс ситуации в том, что мы становимся жестокими и циничными, чтобы быть как все (!), чтобы быть счастливыми и успешными.
Разруха не в клозетах, а в головах
Сколько сейчас таких, кто получил диплом о высшем образовании, но о ком мы говорим “некультурный” или “непорядочный” человек, кто ведет себя грубо, надменно, не соблюдает этику поведения ни дома, ни на улице. Кто может кричать или материться, не стесняясь окружающих.
Поэтому важно воспитывать культурного человека, а не только образованного. Все начинается в семье, где дети подражают своим родителям. Когда молодой человек бросает мусор на землю и нагло говорит, мол, дворник уберет, потому что он получает зарплату за уборку. Все это демонстрация низкой культуры, если не сказать, полное ее отсутствие.
Культура – это тонкое чувство, которое закладывается с рождения, впитывается с молоком матери. Интеллигентами не рождаются, формирование национальной интеллигенции — это целый процесс, на это нужны годы. У нас в последние годы ее голоса вообще не слышно, ее не видно.
На все воля Всевышнего?..
В последнее время на наших дорогах происходит много аварий, стало просто опасно ездить. Одной из серьезных проблем является безответственность, когда водитель легкомысленно перекладывает ответственность за свою жизнь и безопасность на Всевышнего или на волю случая. Многие водители вешают в машинах аяты из Корана, разные тумары, читают молитвы, но при этом грубо нарушают правила вождения, создавая опасные для жизни ситуации. Приведу пример. У одного такого злостного нарушителя в машине висел аят из Корана со словами “Не бросайте себя своими же руками в опасность!”. Водитель был верующий, но не знал арабского. Когда его спросили, о чем этот аят, он уверенно сказал, что отрывок из священного писания охраняет его на дороге! Но, помилуйте, если водитель грубо нарушил правила дорожного движения или сел пьяным за руль, не он ли сам, своими же руками толкает себя в опасность?
Я слышу часто, как говорят, когда происходит авария, мол, это предопределено свыше, и водитель не несет ответственности перед Всевышним. Так ли это на самом деле? Есть хадис, где к пророку Мухаммеду (мир ему и благословление Аллаха) пришел бедуин, который даже не удосужился привязать своего верблюда к стойлу. На вопрос пророка, почему он так поступил, тот ответил ему, мол, полностью отдаю свою судьбу и свою верблюдицу на волю Всевышнего. Пророк возразил, напомнив ему одну истину, что перед тем, как просить у Всевышнего, нужно сделать все необходимое самому, то есть вернуться и привязать верблюда. Что это значит? Ссделайте вначале все, что в ваших силах, то есть соблюдайте правила дорожного движения, и только после этого уповайте на Божью милость.
Агрессивная среда
В последнее время в социальных сетях, среди кыргызстанских пользователей стали регулярными проявления нетерпимости как со стороны верующих, так и со стороны светских. Такое агрессивное поведение стало обыденной формой общения в социальных сетях, неважна тема, потому что нетерпимость проявляется в религиозной, светской, этнической, региональной и племенной основе. Одно успокаивает, что эта агрессивность и нетерпимость проявляется только в социальных сетях, но есть опасность, что однажды это выльется на улицы. К сожалению, среди тех, кто сеет ненависть и нетерпимость, вполне себе образованные люди, и делают это они сознательно и целенаправленно. Есть и такие, кто делает это от отсутствия ума и образования, уважения к другому мнению, выплескивая нетерпимость и агрессию в социальных сетях, используя анонимность и чувствуя безнаказанность.
Реализуются различные программы культурного характера, у которых на самом деле иная цель, чем они деклалируют. Например, когда за счет зарубежных проектов по сохранению доисламских верований и культуры финансировались различные конференции, проводились массовые обряды “көзү ачыктар”, провидцев на разных мазарах, когда к нам привозят шаманов из той же Америки.
Информационная война сегодня носит непрерывный характер путем использования так называемой “мягкой силы” через культуру, фильмы, соцсети и подготовку кадров. Все это информационное воздействие направлено на дестабилизацию общества, разрушение моральных устоев, внесение и усиление раскола, натравляя друг на друга разные социальные группы: бедных и богатых, городских и сельских, светских и религиозных, северных и южных, пророссийских и проамериканских и так далее. К сожалению, мы оказались не готовы к новому формату информационных войн. У нас пока нет своих патрулей и хакеров, стоящих на страже духовных и культурных ценностей.
Крайность ни к чему хорошему не приводит
Помню такой реальный случай, когда один молодой верующий человек должен был совершить полное омовение зимой на открытом воздухе. Это происходило в высокогорном селе на Суусамыре. За окном минус 20, соответственно, никаких условий особых там не было. Его отговаривали, в качестве убедительных доводов приводили примеры, когда в исламе разрешено совершить омовение от земли. Но молодой человек никого не хотел слушать, был непреклонен и решительно настроен. В итоге он встал на стальной лист и начал полное омовение. После такого душа на холодном воздухе его ступни намертво примерзли к стальному листу. Еле как его оттуда вытащили, попал в больницу, остался инвалидом на всю жизнь. Путь чрезмерности и крайности ведет к искажению ислама и погибели.
В нашей современной жизни часто бывают случаи, когда верующие не учитывают обстоятельства, осуждают грех жесткими словами. В большинстве случаев из-за таких действий либо отталкивают других от ислама, либо происходит недопонимание.
Иногда молодой человек, который сам еще недавно вел другой образ жизни, только-только научившийся читать намаз, начинает вдруг жестко критиковать и осуждать своих близких, друзей. Мало того, он начинает навязывать им веру, пугая адскими мучениями.
Иногда, знаете, стоит промолчать и показать пример своим поведением, действиями.
Есть такая древняя шумерская мудрость: “Плывущий по течению реки вернется пыльною дорогою”, что значит отпустить себя на волю случая и удачи, не имея конкретной цели в жизни. Не пытаться изменить свою жизнь, когда все равно ты обязательно вернешься к нулевой точке, откуда все начинал. Но только без самосовершенствования и духовного развития, только не будет ли поздно?..
Записал Алмаз Исманов