Джааматы: новое явление в религиозной сфере страны

Мы беседуем с одним из ведущих экспертов, фиксирующего и анализирующего различные процессы в религиозной сфере, с кандидатом политических наук Нургуль Эсенамановой. 

-В чем отличие ситуации? Почему такой акцент на джааматах?

Политика открытости в религиозной сфере создала условия для включения Кыргызстана во всемирное религиозное пространство, в частности установлению утерянных связей с мусульманским миром. В результате у нас образовались различные религиозные джамааты, которые возникли и сформировались в различных мусульманских странах, под влиянием их исторических событий и социально-политических процессов. Естественным процессом и в то же время проблемой для кыргызстанской уммы становится джамаатизация. Это новое явление для нас. Существует точка зрение о том, «что мнения людей, получивших религиозное (исламское) образование за рубежом, отличаются друг от друга».

Другим важным вопросом является противостояние суннизма и шиизма, ставшее традиционным для исламского мира, актуализируется и для Кыргызстана. Нарастают подозрения по отношению к шиитской ветви ислама со стороны верующих. Так, деятельность Фонда Ага Хана, строительство Университета Центральной Азии в Нарынской области вызывает тревогу и подозрения у представителей верующей части населения. Кроме этого некоторые видные религиозные деятели открыто заявляют о том, что шииты не относятся к мусульманам.

-То есть идет борьба между джааматами за сферы влияния?..

-Одной из главных проблем в религиозной сфере остается проблема взаимоотношения джамаатов внутри исламской уммы страны. Прежде всего, на передний план выдвигается проблема борьбы за власть в муфтияте, которая дает контроль за денежными потоками во время организации хаджа и другой деятельности, связанной с Духовным управлением мусульманами страны.

Другая борьба между джамаатами разворачивается за влияние в мечетях и медресе. Имеется информация, что со стороны некоторых джамаатов происходят рейдерские захваты мечетей, медресе. Конкуренция идет между двумя основными активными джамаатами, такими как «Хизмет» и «Таблиги Джамаат». На сегодняшний момент такая борьба также ведется и на уровне влияния через политиков и чиновников. 

Быть членом определенного джамаата очень выгодно для верующего человека. Джамааты стали социальным лифтом, когда люди через определенные джамааты продвигаются в общественных отношениях, по работе, бизнесу, даже государственной службе. У каждого своя ниша в обществе и некоторые джамааты стремятся занимать политическую сферу, их сторонники назначаются на высокие государственные посты, другие занимают духовную сферу.

-Де-факто сфера влияния этих джамаатов получается уже не ограничивается только набожной части населения…

-Практически все джамааты, кроме запрещенных законом, заняли как религиозную, так и светскую образовательные сферы, открываются детсады, спортивные клубы, есть свои врачи. Можно сказать, создаются дополнительные социально-культурные и экономические механизмы и рычаги. Причинами же являются нереализованность людей, безработица, отсутствие социальных лифтов, проблемы трайбализма, регионализма, коррупции и «паразитизма», которые приобрели массовые масштабы за период независимости Кыргызстана.

Эти джааматы представлены только одной этнической группой?

-Несмотря на отсутствие в исламе деления на национальности мусульманская умма, некоторые мечети в Кыргызстане поделены по этническому признаку. Радикализации подвергаются в большей степени этнические меньшинства — узбеки. Так, например, по данным МВД, 80% осужденных за участие в экстремистской организации Хизб ут-Тахрир и большой процент выехавших в Сирию составляют узбеки. В этой связи возникает необходимость изучения причин факторов радикализации этнических меньшинств.

-Какую роль джамааты играют в вопросах прозелитизма?

-Важную, потому что до сих остается актуальной проблемой то, как население воспринимает прозелитизм, то есть переход в другую веру. Главным вопросом является захоронение прозелитов на мусульманских кладбищах. Основными катализаторами конфликтов между мусульманами и прозелитами являются иногда имамы. Однако до возникновения таких конфликтов, практиковались захоронения на одном кладбище мусульман и христиан. Большинство граждан не знают о том, что согласно исламу, мусульманское кладбище и захоронения других по вероисповеданию разрешены на одной местности при условии природного разделения – тропы или ручья, что демонстрирует толерантное отношение ислама к другим вероисповеданиям».

Сегодня в конкуренции за умы и души верующих иногда имамы проигрывают протестантским течениям, которые более гибкие, в финансовом отношении более обеспечены для привлечения своих сторонников. Решение конфликтов, связанных с прозелитизмом, многие видят в ужесточении закона, касающегося процесса регистрации новых религиозных организаций, которые рассматриваются как инструмент третьих сил.

-Какие джамааты наиболее активны в целом?

-На сегодняшний день в Кыргызстане действуют следующие активные джамааты: Нуржулар-Адеп Башаты (Хизмет), Таблиги Джамаат, Салафиты, Хизб ут-Тахрир. Для выявления активных религиозных общин в стране мы спросили у людей «С представителями каких религиозных общин Вы встречались?». Чаще всего упоминался «Таблиги джамаат». Почти 65 процентов сталкивались с деятельностью даваатчи, 22 процента респондентов отметили, что встречались с религиозной общиной баптистов, 20 процентов опрошенных указали на то, что встречались с представителями Адеп башаты, 17 процентов имели опыт общения с православной церковью, 12 процентов встречались с представителями общины Свидетелей Иеговы, семь процентов опрошенных отметили, что встречались с членами католической общины, 6 процентов  встречались с салафитами и около трех процентов с нуржулар.

-Какая община самая активная?

-Самой активной общиной является Таблиги Джамаат. Высокий уровень популярности Таблиги Джамаат, объясняются, прежде всего нерегламентированным членством в этой общине, где любой желающий может при соблюдении некоторых несложных правил присоединиться к даваату (призыву к религии), которое постоянно расширяет количество последователей. Кроме этого даваат является первым этапом религиозности, после прохождения которого верующие выходят на даваат на постоянной основе или же переходят в другие джамааты.

Следует отметить, что Таблиги Джамаат пользуется довольно высокой популярностью среди молодежи, которая имеет среднее образование, занята в фермерском хозяйстве или безработная, то есть имеющих больше свободного времени и свободный график работы жителей сельской местности, у которых есть возможность свободно распоряжаться своим временем и выходить на даваат. Сегодня это движение все больше приобретает популярность у этнических групп узбеков. 

-Почему так популярны религиозные джамааты среди населения? 

-Население воспринимают религиозную общину как некий универсальный институт, который помогает решить проблемы, начиная от семейных и заканчивая помощью в ведении бизнеса. В большей степени религиозные общины имеют положительную оценку за то, что поддерживают своих членов во всех сферах жизни. Однако в то же время их благотворительная деятельность воспринимались негативно как один из способов привлечения своих адептов.

Задавал вопросы Алмаз Исманов

Джааматы как религиозный фактор