Мало кто из выпускников факультетов теологии горит желанием пойти проповедовать в медресе или в мечети по окончании вуза. Исследователями тоже не все встали. Чего скрывать, многие из них мечтают продолжить образование за границей. За последние 20 лет четыре факультета теологии выпустили более 600 готовых специалистов в религиозной сфере. Но, к сожалению, эта внушительная цифра никак не отразилась на качестве религиозного образования в стране, потому что теологи пока еще не заняли ту нишу в обществе, которую им прочили в далекие 90-е годы.
Одним из первых факультет теологии был открыт в 1993 году в Ошском государственном университете при непосредственной финансовой поддержке турецкого государственного фонда “Дианет вакфы”. Один из проректоров ОшГУ как-то в интервью признался, что ежегодно турецкая сторона выделяет 700 тысяч долларов на содержание этого факультета.
На юго-востоке Оша турецкий фонд построил новое здание с учебными и спальными корпусами. Позже там появилась и своя мечеть, которая издалека напоминает силуэты стамбульских мечетей. Будущие теологи изучают историю религий, хадисоведение, Коран, исламское право, философию религии, психологию и педагогику религий, истории разных течений в исламе и арабский язык. По договоренности студенты-теологи могут продолжить обучение в турецких вузах.
Когда открывали этот факультет, предполагалось, что его выпускники станут новой мусульманской элитой, религиозными деятелями новой формации. Многие даже стали наивно мечтать, что в возрождающихся тогда мечетях начнут служить новые имамы.
“Оказывается, из всех наших выпускников в религиозной сфере работают только 49 человек (факультет теологии ОшГУ за последние годы окончили свыше 400 молодых людей). Эта цифра, конечно же, заставляет задуматься. Мы не можем их привлечь к работе в наших мечетях. Они учатся в Турции, видят другую жизнь, как устроены их мечети, сравнивают условия работы имамов там и здесь. Поэтому они не горят желанием работать в наших мечетях. Понимаете, в 25 лет молодой человек заканчивает вуз, хочет устроить свой быт, жизнь, а что он может получить, работая имамом? Мы не можем их заинтересовать, надо честно признаться. Можно пойти на самопожертвование, но личные интересы берут верх над остальными”, — говорит доктор теологических наук, доцент факультета теологии ОшГУ Ниязалы Арипов.
По его словам, выпускников тоже можно понять, потому что им хочется устроить свою личную жизнь после окончания университета. “К нам часто обращаются разные организации и учреждения: дайте нам 10-15 ваших выпускников. Ребята вначале соглашаются, но потом из-за различных семейных обстоятельств вынуждены отказываться от ранее предложенных вариантов”, — добавил Арипов.
После Оша факультеты теологии появились и в столице. В 2001 году в Арашанском гуманитарном институте (филиал ОшГУ) открылся факультет теологии. Ежегодно на учебу поступают 60 абитуриентов, но до выпускного дотягивают не все. Так же, как и ошский факультет теологии, этот тоже тесно связан с профильными турецкими вузами в Анкаре и Стамбуле. В 2007 году факультет теологии появился в Кыргызском государственном университете имени Арабаева.
В 2011 году такой факультет открылся в Кыргызско-Турецком университете “Манас”. Там помимо стандартных для теологов дисциплин изучают религию с точки зрения социологии, психологии и антропологии. Щедрые спонсоры университета построили новое здание. В декабре 2015 года на территории этого же учебного кампуса была построена новая мечеть с двумя минаретами высотой 56 метров. В ней одновременно могут молиться до 4 тысяч верующих. Мечеть названа в честь основателя знаменитого Караханидского ханства Абд аль-Керима Сатук Бугра-хана. Именно при нем ислам стал государственной религией на обширной территории ханства, которая сегодня охватывает Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан, Казахстан и Синцзян-Уйгурский автономный район Китая. Такой выбор названия можно воспринимать как знак уважение к истории тюркоязычных народов в Центральной Азии.
Еще в двух вузах: Кыргызском национальном университете имени Баласагына и Кыргызско-Российском Славянском университете — открыты кафедры религиоведения. Это все светские высшие учебные заведения, в которых изучают основы и историю религий, преимущественно, конечно же, ислама. Кроме них еще функционирует один исламский университет, 9 институтов и 64 медресе, которые чаще всего и подвергаются критике со стороны государства и общественности.
“К счастью, выпускники факультета теологии нашего вуза известны исключительно с положительной стороны. За нашими выпускниками не замечены никакие радикальные взгляды по вопросам религии. Они строго следуют общепринятым нормам акыда в исламе. Нам не надо переживать, что они могут пойти неправильной дорогой. Слава Всевышнему, у наших студентов правильное понимание ислама”, — рассказывает доцент факультета теологии ОшГУ Ниязалы Арипов.
В стране с каждым годом растет число медресе и мечетей, открываются даже институты и университеты с конкретной религиозной направленностью. Их количественная кривая немного пугает среднестатистического обывателя. Пришло время от количества перейти к качеству. И здесь свою весомую роль должны сыграть все вышеперечисленные государственные (!) вузы, где имеются факультеты теологии. “Необходимо поднять престиж профессии теолога. Мы – часть научного академического сообщества. Нужно активно привлекать теологов для работы в разных сферах. Только так мы сможем добиться тех целей, которые обозначены в государственной Концепции по религиозной политике, подписанной президентом страны”, — уверен декан факультета теологии ОшГУ Самаган Мурзубраимов.
Алмаз Исманов