Один в поле не воин. Кыргызстан в борьбе с онлайн-экстремизмом

К сожалению, надо признать, что в некоторых случаях мы остаемся один на один в борьбе с онлайн-экстремизмом. Нам не хватает специалистов, последовательного отстаивания прав кыргызстанских пользователей социальных сетей и грамотного законодательного регулирования интернет-пространства, чтобы защититься от нелегального контента. Мы должны научится защищать права кыргызстанцев в глобальной сети, как успешно это делают в России, в странах Европы и Балтии. Иначе мы так и останемся в аутсайдерах по вопросам кибер-безопасности. 

Более 1.5 млн. кыргызстанцев являются активными пользователями социальной сети “Одноклассник”.  Меньше нас среди соседних стран только Таджикистан. “За этот год нами были заблокированы 701 пользователь, 20 тысяч фотографий, 10 тысяч видео и пять тысяч постов. Львиную часть такого контента составляет пропаганда идей и взглядов экстремистских организаций на примере войны в Сирии. Для выявления такого контента действует следующая система противодействия. Во-первых, мы активно сотрудничаем с Роскомнадзором, поддержим тесную связь с пользователями и осуществляем парсинг соцсетей. Также отслеживаем поведенческие признаки пользователей и применяем модель нейронной системы насилия. Одной из проблем в отслеживании противоправных действий является отсутствие специалистов для определения террористического контента и отсутствие возможности мониторить соцсеть на всех языках”, — отметил директор по стратегическому партнерству Mail.RuGroupАлександр Володин во время рабочей поездки в Бишкек.

Высокопоставленный сотрудник Mail.RuGroup, которая собственно и владеет социальной сетью “Одноклассники” подтвердил старую истину, что спасение утопающих дело самих утопающих. Руководство этой социальной сети не заинтересовано в найме дополнительных сотрудников, знающих центрально-азиатские языки, чтобы отслеживать противоправный контент в сети. Поэтому пока в “Одноклассниках” не будет сотрудников, знающих кыргызский или узбекские языки экстремисты всех мастей и цветов будут продолжать активно пользоваться цифровыми возможностями этой социальной сети.

В России социальная сеть “Одноклассники” в соответствии с законом о блогерах признана организатором распространения информации и внесена в соответствующий реестр. В Кыргызстане такого закона нет, поэтому приходится вступать в переписку с менеджерами социальных сетей, чтобы заблокировать или удалить экстремистский контент. Надо еще убедить менеджеров этой социальной сети в законности и обоснованности своих решений, подстраиваясь под их требования. У “Одноклассников” свои правила, у YouTubeсвои тараканы в голове, а FaceBookбольше озабочен борьбой с администрацией президента Трампа и блокировкой обнаженных тел. 

“Одноклассники” лидируют среди всех социальных сетей, где активно выкладывается противоправный контент, рассчитанный на кыргызстанских пользователей. По мнению специалистов по кибербезопасности, отчасти это объясняется знанием русского языка большинством кыргызстанцев и популярностью этой соцсети среди трудовых мигрантов. Всего свыше двух миллионов кыргызстанцев имеют доступ в глобальную сеть, а больше миллиона зарегистрированы в различных социальных сетях и мессенджерах. А пользователей мобильной связи больше восьми миллионов при населении в 6 млн! Операторы связи, внедряя новые тарифы, завлекает клиентов в социальные сети. В Кыргызстане интернет дорогая услуга, но уровню проникновению в глобальную сеть кыргызстанцы очень активны.

По словам коммерческого директора Регионального офиса Лаборатории Касперского в Центральной Азии и Монголии Валерия Зубанова, главной мишенью экстремистов являются социальные сети, подростки, критически важные объекты и конечно же, дискредитация информационных систем. 

Согласно исследованиям специалистов Лаборатории Касперского, Кыргызстан стоит на первом месте в списке “зараженных” стран, около 45 процентов всех хакерских атак приходится на Кыргызстан. “Взломанные аккаунты кыргызстанцев недорого стоят. Их активно используют для распространения противоправного контента”, — отмечает Зубанов.

По мнению коммерческого директора Регионального офиса Лаборатории Касперского в Центральной Азии и Монголии Зубанова, в наиболее уязвимом положении находятся дети, которые являются активными пользователями социальных сетей. “Надо в разумных пределах контролировать действия детей. С кем общается ваш ребенок в социальных сетях? Нет ли среди друзей подозрительных личностей. Мы же учим элементарным правилам безопасности в реальной жизни, так почему нельзя применять эту же практику в виртуальной жизни? Есть специальные программы и фильтры, которые могут защитить ребенка от нежелательной информации”, — отмечает Зубанов.

Специалисты по кибербезопасности подчеркивают, что сегодня для того, чтобы посеять панику и спровоциировать какие-то нелегальные действия достаточно войти в незащищенную сеть любой организации, изменить данные в ней, дискредитируя ее, а потом просто задать ей определенный алгоритм действий. “Сегодня кибертерроризм проще и дешевле. Достаточно открыть шлюзи, выключить свет и спровоцировать аварию”, — подчеркивает Зубанов.

“Онлайн-экстремизм это терроризм нового поколения. Экстремисты активно используют онлайн-платформы, включая социальные сети и приложения для своей пропаганды, вербовки и конечно же, создания новых глобальных онлайн-сообществ. Многие уверены, что для борьбы с экстремистским контентом эффективны запретительные меры. Мол интернета, нет проблем. Но, как показывает практика это малопродуктивно. Нужен не контрнарратив, а альтернативный”, — считает эксперт по религиозным вопросам Индира Асланова.

С мнением Аслановой солидарны и другие кыргызстанские эксперты, уверенные в том, что контрнарративный контент может наоборот спровоциировать нездоровый интерес у кыргызстанцев к деятельности запрещенных в Кыргызстане экстремистских и террористических организаций. Авторы этих видео грамотно используют религиозную риторику, успешно применяя психологические приемы. Эксперт Индира Асланова в ходе исследования пришла к неожиданным выводам, когда 61 процент опрошенных в Ошской, Джалал-Абадской, Чуйской и Иссык-Кульской областях высказали одобрение после просмотра таких видео, потому что, по их словам, с ними говорили на понятном языке и цитировали религиозные тексты и только 19 процентов отрицали увиденное. 

Неподготовленный человек не сможет сразу разобрать о чем видео и какого оно содержания, особенно, когда оно густо приправлено универсальными религиозными цитатами. Как правило, авторы таких видеопосланий эффективно используют такие приемы, чтобы придать своим действиям легитимность в глазах общины. Этот довольно простой прием эффективно используется ими, поэтому все чаще кыргызстанцы попадаются в сети этих организаций. За этот год силовыми структурами заблокированы 16 сайтов с экстремистским контентом. Эта борьба продолжается. Только взамен заблокированных открываются десятки новых.

Алмаз Исманов

Кыргызстан в борьбе с онлайн-экстремизмом