Как объединить мусульман, христиан, иудеев, бахаи и других

В Кыргызстане для этого решили дать вторую жизнь Межконфессиональному совету, объединив под его крышей представителей различных религий и религиозных течений легально осуществляющих свою деятельность в нашей стране. Директор Государственной комиссии по делам религий КР Зайырбек Эргешов подчеркнул, что самый главный объединяющий фактор — это соблюдение прав человека и выстраивание диалога между представителями различных религиозных конфессий. В новый состав Межконфессионального совета вошли 17 представителей религиозных организаций, большую часть которых составили представители различных христианских организаций евангельского и протестантского толка. Отказались войти в Межконфессиональный совет только представители одной религиозной организации, название, которой организаторы не назвали из этических соображений. Всего по официальным данным в Кыргызстане действуют свыше трех тысяч религиозных организаций.

Это не первая попытка выстроить межконфессиональный диалог. Впервые о таком диалоге на государственном уровне заговорили в 2014 году, но созрели только к 2016 году. Тогда в июне в Бишкеке состоялось подписание протокола Соглашения о создании Государственно-межконфессионального совета. Объединяющим фактором тогда стало «согласование интересов государства и религиозных организаций в осуществлении государственной политики в религиозной сфере», а ключевым фактором стало «согласование интересов», потому что государство впервые с обретения независимости четко обозначило свою позицию по многим вопросам в религиозной сфере, чем вызвало на себя волну критику как со стороны религиозно настроенной части населения, так со стороны атеистов. Если одни ревностно отнеслись к активизации роли государства в религиозной сфере, то другие увидели в этом угрозу светскому строю. 

Судя по официальным сообщениям Государственной комиссии по делам религий в создании Государственно-межконфессионального совета образца 2016 года приняли участие Духовное управление мусульман КР, Бишкекская и Кыргызстанская епархия Русской Православной Церкви, Еврейская религиозная община и буддийское общество «Чамсен». Больше мы нечего не слышали о работе этого Государственно-межконфессионального совета. Спустя два года решили создать новый Межконфессиональный совет без приставки «государственный». На вопрос, куда делся старый и почему он вдруг стал не нужен, никто не смог дать вразумительного ответа. Но, в этот раз заверили новый Совет будет работать регулярно и более эффективно. 

Инициатором форума по созданию Межконфессионального совета по традиции выступила Государственная комиссия по делам религий КР при поддержке Программного офиса ОБСЕ в Бишкеке, Института по освещению войны и мира в КР и неизвестного общественного объединения «АВЕП», которое до этого никак не проявляло себя в религиозной сфере.

Форум стал логическим итогом региональных встреч, проведенных с июня по октябрь. Каждому из представителей религиозных течений и религий попался один из регионов, в котором они должны были представить идею самоорганизации религиозных организаций. Все выступления носили положительный характер, почти все выступающие излучали радость, подчеркивая, что все было в ажуре. Внимательно слушая оптимистически настроенные выступления представителей религиозных организаций хотелось спросить, а зачем тогда создавать Межконфессиональный совет, если все в ажуре и достаточно проехаться по регионам, чтобы убедиться в этом.

Никто из представителей религиозных организаций не озвучил проблемные моменты или не хотели говорить об этом публично. Мы можем только предполагать. Только два-три человека после вопросов признались, что чувствовали дискомфорт во время поездок по регионам. Представитель Бахаи рассказала, как сложно было выстроить диалог в Нарыне, чиновница из Таласа посетовала, что они долгое время не могли вытащить на разговор представителей пятидесятников и баптистов. Вообще представители новых христианских церквей сидели в зале тише воды, ниже травы, стараясь не привлекать к себе внимание. 

Неожиданный вопрос задал организаторам представитель мусульманской общины, который сказал, что в регионах создание Межконфессионального совета могут воспринять как попытку «христианизации» мусульман. На что директор Государственной комиссии по делам религий КР Зайырбек Эргешов, не растерявшись, уверенно ответил, что эти опасения абсолютно беспочвенны и он в курсе таких настроений в определенных общинах. 

«В вопросах религии мы должны опираться на демократические ценности и права человека. Вероисповедание должно оставаться свободным выбором каждого гражданина. Существуют деструктивные силы, которые пытаются раскачать религиозную ситуацию в стране. Мы не должны этим силам повлиять на мир между конфессиями. Поэтому мы создаем межконфессиональный совет в Кыргызстане, чтобы усилить работу над выстраиванием диалога и развитием взаимоотношений между представителями разных конфессий», — подчеркнул глава Государственной комиссии по делам религий Эргешов.

Директор Госкомиссии по делам религий Эргешов, комментируя острые вопросы, прозвучавшие на форуме, подробно остановился на нескольких конфликтах, имевших место в последние годы. В частности, случаи в Ала-Букинском и Тюпских районах, где не могли похоронить умершего на местном кладбище и драку на в Иссык-Кульском районе между молодыми людьми на религиозной почве. Представитель президентского Аппарата Кубаныч Абакиров, присутствовавший на форуме сообщил, что ими разработана специальная инструкция по захоронению граждан различного вероисповедания, чтобы предупредить в будущем конфликтные ситуации на этой почве. Проект инструкции сейчас находится в правительстве, каким образом, власти собираются решить этот щепетильный вопрос не очень ясно. Но вопрос захоронений уже лет десять один из краеугольных проблем в регионах, где есть последователи других религиозных организаций помимо ислама. 

И, наверное, проблема не просто в другой религии, а том, что все участники этих конфликтных ситуаций на религиозной почве одной национальности. Они — все кыргызы. Конфликты возникают между кыргызами, придерживающихся различных религий. Совершенно однородная в религиозном контексте картина сегодня кардинально поменялась, появились кыргызы, которые придерживаются другой веры, чем ислам или просто неверующие. На форуме по построению Межконфессионального диалога за столом сидели кыргызы-бахаи, кыргызы-лютеране, кыргызы-протестанты, кыргызы-евангелисты и кыргызы-мусульмане. Новому Межконфессиональному совету придется учитывать это религиозное разнообразие среди граждан одной национальности, кроме этого стоит научится продуктивно и быстро реагировать на разные инциденты из-за которых в социальных сетях разгораются некорректные дискуссии.

Алмаз Исманов 

Межконфессиональный диалог