Сыновья муллы и писаря стояли у истоков первого театра в Оше

Сегодня эта история кажется невероятной и в нее сложно поверить, потому что все повторяется с точностью наоборот. У истоков создания первого театра в Кыргызстане (и второго в Центральной Азии на тот период, первый был открыт в 1913 году в Ташкенте) стояли молодые люди из религиозных и консевартивных слоев общества. Театральная история Кыргызстана началась в Оше в 1914 году, когда два молодых человека Бекназар Назаров (о нем практически нет информации в свободном доступе) и Журахан Зайнабидинов (это в честь него названа одна из центральных улиц Оша, примыкающая к центральному рынку) решили создать театральный кружок. Об этом в многочисленных интервью рассказывает бывший директор Ошского государственного академического музыкально-драматического театра имени Бабура Бахтияр Тухтаматов. Дело в том, что в свободной интернет энциклопедии Википедия написано, что этот кружок был создан Балтыходжа Султановым и Рахмонберди Мадазимовым в том же году. Наверное, в самом театре больше осведомлены о том, кто же все-таки был первооткрывателем.

Но, эти нестыковочки ничуть не умаляют вклада всех первых участников театрального кружка. Один из них Балтыходжа Султанов родился в 1884 году в семье муллы, старшего аксакала и тысячника Оша Султана Таирбаева, который в 1887 году вместе со своим братом Кудратом Таирбаевым при поддержке представителей имперских властей Ошского уезда откроет русско-туземную школу. На короткий период жизненная линия Балтыходжи сильно изменится, и он станет первым начальником ошской городской милиции. Позже он продолжит дело отца, заложив основы новой системы образования в Оше.

Другой его товарищ Рахмонберди Мадазимов родился в 1875 году в семье знатного мусульманского улема Мухаммадазима. Третий участник Журахан Зайнабидинов родился в 1897 году в Оше, в квартале ремесленников рядом с главным городским базаром. Сейчас этот район Оша носит его имя. Зайнабидинов станет первым начальником управления образования Ошского уезда. В 1962 году он передаст Ошскому краеведческому музею рукопись воспоминаний о Алымбек-датке, его супруге Курманжан-датке, написанную на основе собственных воспоминаний и рассказов отца, который был писарем у алайской царицы. Про Бекназара Назарова, к сожалению, очень мало информации.

В 1918 году по инициативе Балтыходжи Султанова, который на тот момент уже работал в правоохранительных органах, Рахмонберди Мадазимов создаст другую самодеятельную театральную труппу на базе концертной бригады при Революционном совете Туркестанского фронта. Он же и возглавит новоиспеченную театральную труппу с уже сформировавшимися актерами. В 1919 году из самодеятельного кружка родится вполне профессиональная драматическая труппа, которая заложит основы профессионального театра.

Театральная труппа, возглавляемая Рахмонберди кроме обычных постановок с явным удовольствием, бралась и за музыкальные номера, которыми славилась Ферганская долина. Музыка была полноценным участником театрального действия, а не только фоновым решением. Поэтому со временем театр имени Бабура стал именно музыкально-драматическим в отличие от других театров в Кыргызстане.

Для Оша, находившегося на периферии сначала царской империи, а потом молодого советского государства театральные постановки труппы имели эффект разорвавшейся бомбы. Они ломали стереотипы на сцене и в жизни. Они заставляли задуматься и критически воспринимать окружающий привычный мир. В 1919 году летом артисты выехали в Узген с самым первым спектаклем (в театре имени Бабура именно эту дату считают годом своего рождения), поставленном по пьесе основателя узбекского театра Маннона Маджидова, писавшего под псевдонимом Маннон Уйгур. Комедия «Лекарь из Туркестана» наделала немало шума в консервативном Узгене, потому что роль женщин сыграли мужчины. В труппе еще не было женщин, поэтому женские роли приходилось исполнять мужчинам. В этом спектакле блистал Журахан Зайнабидинов. Позже в театре появится первая женщина-актриса воспитанница детского дома Тажихон Хасанова. Возможно происхождение Хасановой повлияло на ее выбор профессии, потому что в те времена еще были сильны консервативные взгляды на место женщины в обществе. 

В 1929 году специальным постановлением Совета народных комиссаров СССР на базе труппы был сформирован музыкально-драматический театр, с этого периода началась профессионализация актеров и режиссеров. Все постановки того времени носили яркий идеологический и провокационный характер, они меняли устои жизни, взгляды людей, их отношения к друг другу. Не всем по душе были такие перемены. В те годы не только эти первые гастроли, но и последующие были только под вооруженной охраной, потому что желающих лично убить или покалечить артистов было предостаточно. При этом по обе стороны баррикад практически были выходцы из одного сословия. Бии, имамы, муллы, писари, землевладельцы, тысячники и другие. Они вели идеологическую войну друг с другом, используя возможности театра, когда еще не было интернета и социальных сетей. Эта борьба была ни на жизнь, а на смерть. В первые годы существования театра были убиты две актрисы.  

Рахмонберди Мадазимов был первым директором и главным режиссером узбекского музыкально-драматического театра в Оше. Он еще автор единственной в своем роде исторической книги «Характеристика Оша», изданной в 1914-1915 года в типографии при канцелярии генерал-губернатора Туркестанского края в Ташкенте. Почти всю жизнь к нему обращались как к Рахмонберды ходжи, подчеркивая его религиозный статус. В 1932 году он словно, предчувствуя свой конец, ушел из театра и переехал в Узген, где скончался спустя год. Его подкосила смерть двух ее дочерей. Два его сына Уринбай и Журахан Рахмановы продолжили дело отца, отдав всю свою жизнь театральной сцене в Оше. 

Нынешнее знакомое многим театральное здание было построено в 1979 году, а первые помещения театра имени Бабура (с 1936 по 1992 годы театр носил имя ближайшего сподвижника Сталина Сергея Кирова) располагалось на пересечении улиц Тельмана и Свердлова (сейчас Навои и Ленина) напротив бывшего кинотеатра «Космос». Сохранились архивные фотографии с первыми театральными афишами. 

К чему мы с такими подробностями вспоминаем историю этого театра? Спустя больше ста лет история повторяется, тогда в 1914 году неравнодушные молодые люди, объединились, чтобы в Оше появились первые театральные кружки, публичные библиотеки и школы. Они были выходцами из влиятельных и образованных для своего времени родовых кланов, а некоторые были даже религиозными деятелями. Они считали, что перемены возможны только если общество образованное.  

Алмаз Исманов

Театр и имамы