Сегодня уже никого не удивишь религиозными школами, кафе, магазинами и даже пляжами на Иссык-Куле. Градус религиозности постепенно меняет общество. Меняется отношение людей к традициям и привычкам, которые еще вчера казались обыденными. Любые перемены вызывают негативную реакцию, ломается привычный уклад. Поэтому не всем по душе повышение религиозного градуса в обществе.
Перемены набирают обороты, навязывая новую модель поведения. Меняются люди, меняется общество. Недавно на одном из молодежных порталов был опубликован «гламурный» опрос среди молодых людей на тему «кто во что любит одеваться». Так вот, почти в каждой анкете описание начиналось со слов «Я верю в Бога». Молодые люди посчитали, что рассказать про набожность тоже модно. А мы представляем две истории жизни кыргызстанцев, где они рассказывают, почему они стали религиозными и как к ним относятся остальные.
«Я давно в религии, с девяти лет вместе с сестрой читаем намаз. Мы раньше родителей стали стали набожными. Они позже нас стали читать намаз. К исламу нас приобщила бабушка. В кругу семьи мы празднуем только праздник в честь окончания месяца Рамазан и Курман-Айт. Никаких дней рождений и новых годов. В пятничные дни мы приглашаем соседей в гости.
Родственники с маминой стороны очень набожные (в отличие от папиных). Они соблюдают определенные предписания, но не все. К примеру, девушки не носят платки, не все мужчины читают пятикратный намаз. Но наши родные уважают наш выбор. Хотя раньше были моменты недопонимания.
Когда я училась в шестом классе, мало кто из девушек в моей школе носил платок, все вокруг были уверены, что кто-то заставляет меня это делать. Говорили обидные слова вслед. Некоторые учителя угрожали выгнать меня из школы, оказывали моральное давление, чтобы я сняла платок.
Мне тяжело дались эти первые месяцы. Знаете, даже была мысль покинуть школу. Каждый учитель считал своим долгом упрекнуть меня. Я была словно зверь, которого загнали в угол. Мы было очень тяжело.
Все поменялось, когда я стала играть в школьной команде по баскетболу. Меня выбрали капитаном команды, наша школьная баскетбольная команда один за другим стала выигрывать спортивные турниры в масштабах области. Тогда постепенно стало меняться отношение ко мне, потому что они увидели: девушки в платках тоже любят заниматься спортом и неплохо закидывают мяч в баскетбольную корзину. Из-за платка в обществе к нам негативное отношение. За спиной говорят обидные слова. Я часто плакала из-за такого отношения.
Но, к счастью, не все люди злые. Многие понимали меня и с уважением относились к моему выбору. Сегодня я уже не чувствую того негатива, который окружал меня в школе. Наверное, потому, что все больше девушек стали носить платки. Хотя иногда я сталкиваюсь с таким мнением: мол, мы надеваем платок, потому что хотим побыстрей выйти замуж, или модно так.
Каждый приходит в ислам по своему пути. Ведь не зря говорят, что в исламе нет принуждения. У моих друзей и подруг свои причины. В поисках ответа на вопросы, которые возникают из-за семейных проблем, молодежь все чаще обращается в религию. Хорошо, что государство стало уделять больше внимания качеству религиозного образования. Поэтому я считаю правильным, что сейчас стали тестировать религиозных деятелей на знание ислама и законов. В моей семье я раньше сестры начала носить платок, а соседский молдоке стал прилюдно унижать мою сестру: мол, посмотри, какая у тебя сестренка, носит платок, набожная и так далее. По-моему, он поступил неправильно, вместо того, чтобы привлечь ее, он оттолкнул ее своей нетерпимостью и невежеством.
Я за официальную регистрацию брака. Насчет многоженства промолчу. Мне сложно ответить на этот вопрос. Но я не буду против, если мой будущий муж захочет иметь вторую жену.
Мой отец хочет, чтобы я вышла замуж за такого же набожного человека, как я сама. Он молится об этом каждый день. Знали ли вы, что в исламе девушка имеет право голоса и выбора? Если она против, никто не имеет права принуждать ее к браку. Во время обряда нике молдоке спрашивает у обоих насчет добровольности вступления в брак.
Я считаю, что замуж надо выходить, получив высшее образование, чтобы потом я могла дать достойное образование своим детям. Женщина в платке может сстроить свою карьеру, как любая другая, главное – соблюдать определенные каноны и предписания.
У меня хорошо получается рисовать. Мой дедушка отлично рисовал. Наверное, его талант передался мне. Мне очень нравится рисовать лица людей, но по религиозным правилам нельзя этого делать, поэтому я рисую пейзажи”, — говорит 19-летняя Майрам (имя изменено по просьбе героини), студентка.
“Мне 52 года, читаю намаз два раза в день. Стараюсь соблюдать все религиозные каноны, но я не уверена, насколько правильно я их исполняю. Я стараюсь не афишировать свою религиозность. На работе многие не подозревают, что я читаю намаз.
У каждого человека Бог должен быть внутри души, и необязательно афишировать перед всеми свою религиозность. Каждый в ответе за свои поступки и помыслы перед Всевышним.
Часть моей жизни прошла в Советском Союзе. Отец был коммунистом. Внешне ничего религиозного в тогдашней нашей жизни не было. Но сейчас, по происшествии многих лет, я понимаю, что религиозные ценности были и тогда. Наши родители воспитывали нас в общечеловеческих ценностях: никогда не предавать, не красть, не наговаривать.
Сегодня в нашей семье мы празднуем семейные и другие праздники без спиртного. Уже семь лет. Мой старший брат совершил хадж. Изменились многие правила в нашей семье. К исламу я пришла через потерю мамы, друга и предательство близкой подруги, которой доверяла, как себе. Мне было нелегко пережить все это. Тогда я нашла ответы на вопросы, которые терзали мою душу, в религии.
У нас есть дальний родственник, он придерживается радикальных взглядов, которые мы категорически не приемлем. Он и нам несколько раз угрожал, говорит, вот придет Судный день, и мы расплатимся за свои грехи и якобы ошибки. Я убеждена, что он так говорит из-за своей необразованности и невежества. Это большая проблема, когда люди по-своему трактуют религиозные предписания, навязывая остальным свое мнение. К сожалению, таким образом они создают определенное мнение у других. Это плохо. Всевышний сам знает, кто попадает в рай или ад, у каждого своя судьба.
Я против ношения хиджаба. Одна из моих племянниц хотела надеть его, мы все выступили против. Честно говоря, я сама не знаю, почему выступила против, хотя читаю намаз. Не знаю. Может быть, это отголоски советского воспитания. Она об этом же спросила меня, я не знала, что ей сказать. Она закончила престижный вуз. Очень грамотная, не раз ездила за границу по работе.
Почему-то мне показалось, что, если она наденет хиджаб, она не сможет устроиться на хорошую работу в солидные организации. Не сможет построить свою карьеру. Но в ответ она стала приводить примеры своих подруг, которые носят хиджаб и успешно строят свою карьеру. Мы ее отговорили. Она послушалась. Не знаю, почему, может быть, я не права. Не знаю.
Мне кажется, что наше общество на 70 процентов против ношения хиджаба. Мы живем в светском государстве и должны соблюдать его законы. Никто ни имеет права вмешиваться в религиозную жизнь человека до его совершеннолетия. Я сама пришла к вере в 45 лет. Хотя, возможно, родителям стоит повлиять на выбор своих детей, чтобы они не попали под влияние плохих людей и организаций.
Я всем сердцем желаю процветания Кыргызстану, мне хочется, чтобы никто никуда не уезжал. Понимаю, что трудно. Мне самой иногда хочется все бросить и уехать.К сожалению, из-за безработицы и низкой заработной платы людям трудно реализовывать себя в профессии”, — рассказала 45-летняя Кимият-эже.
Алмаз Исманов